фальшивые монеты, поддельные монеты
Рейтинги:
Опубликовано: admin Дата: 2010-02-21 17:34
Среди огромного количества монет, как участвующих в современном обращении, так и давно вышедших из него, нередко попадаются фальшивые и поддельные. Из них фальшивыми называют те, которые изготовлены для использования в обращении как средства платежа, а поддельными - изготовленные для других нужд, чаще всего для обмана коллекционеров. И от тех и от других следует отличать копии (продавцы обычно называют их новоделами, хотя к «настоящим» новоделам они не имеют никакого отношения), изготавливаемые различными умельцами с целью «затыкания дыр» в коллекциях при невозможности приобретения редкой или дорогой монеты. Иногда такие копии, особенно если они изготовлены на высоком уровне, в последующем используются для попытки обмана коллекционеров. Из всего этого наиболее опасными являются поддельные, поскольку они изготовлены специально для обмана коллекционеров, то есть нас с Вами, поэтому на них стоит остановиться подробнее. Основными способами изготовления подделок являются:
а) Литьё под давлением, когда «монета» отливается в специальную форму. Так обычно делают подделки редких типов монет. Отличить такие подделки обычно несложно по литьевым раковинам, следам доработки этих раковин штихелем, несоответствию диаметра или толщины (при литье неизбежна усадка металла в процессе остывания, что делает очень трудным точный подбор размеров и веса), плохому звону при прослушивании и часто плохо сделанному оформлению гурта. Однако иногда попадаются достаточно хорошо изготовленные подделки, отличить которые с первого взгляда не всегда удаётся.
б) «Исправление» отдельных элементов на рядовых подлинных монетах, делающие их «редкостью». Обычно «исправляют» цифры даты, инициалы минцмейстеров, обозначение монетных дворов и другие детали. Отличают такие подделки по следам работы гравёра или по несоответствию подлиннику других элементов оформления монеты. В ряде случаев это тоже бывает затруднительно, поэтому для распознавания хорошо изготовленных подделок необходимо как можно лучше изучить предмет, по возможности сравнивая с заведомым подлинником или фотографией.
в) Чеканка вновь изготовленными штемпелями. Так чаще всего «делают» наиболее редкие монеты, поскольку изготовление более или менее точных копий штемпелей весьма трудоёмко и недёшево. Штемпеля для подделок этого типа часто изготавливают с применением современного оборудования, поэтому отличать их достаточно трудно, а может быть и не всегда возможно. При этом особое внимание следует обращать на соответствие мелких деталей (там, где это возможно в принципе, например на памятных монетах XIX-XX веков. Для монет XVIII века такое сравнение неприменимо ввиду огромного количества поштемпельных разновидностей на подлинных монетах этого периода). Особенное внимание следует обращать на оформление гурта, поскольку часто несоответствие обнаруживается именно здесь. Для выявления подделок монет из драгоценных металлов большую роль может сыграть определение пробы сплава, из которого изготовлена изучаемая монета, поскольку именно этот показатель довольно точно выдерживался на мо-
нетных дворах, в то время, как подделыватели обычно используют близкие по пробе сплавы из имеющихся в наличии. Наиболее точно и без повреждения монеты пробу можно рассчитать после определения плотности металла методом гидростатического взвешивания (расчётные формулы приведены в статье «Монетные металлы и сплавы» в разделах, посвященных сплавам золота и серебра. Метод гидростатического взвешивания заключается во взвешивании монеты в воздухе и погруженной в воду.
Разница этих весов в граммах с достаточной точностью численно равна объёму монеты в см3. Необходимо оговориться, что этот метод применим только для двухкомпонентных сплавов, поскольку при наличии третьего компонента определение плотности сплава не позволяет определять пробу. Наиболее простой способ взвешивания в воде подробно описан в статье В.В. Узденикова «Определение пробы сплава золотых и серебряных российских монет XVIII - начала XX века». Ему же принадлежит приоритет использования этого метода при практическом определении пробы монет, хотя метод был предложен ещё в древности Архимедом в известной задаче о короне.
г) Изготовление или покрытие с помощью гальванических методов. Таким образом делают гальванокопии и подделки редких монет, ошибочно чеканенных не в своём металле. Гальванокопии обычно отличаются по особой фактуре поверхности, сильно отличающемуся весу и следам соединения половинок на гурте. Иногда они выполнены так хорошо, что отличить их от подлинных бывает непросто. Гальванокопии никогда не «звенят» так, как подлинные монеты, их «звон», если он вообще есть, гораздо глуше. Покрытые «не своим» металлом подделки выявляются по несоответствию веса, часто неправильному цвету покрытия и путём осторожного надреза между зубчиками гуртовой насечки по разнице цвета металла в месте надреза. Такие подделки следует отличать от бракованных подлинных монет, пережжённых в процессе технологической операции отжига монетных заготовок после вырубки их из листа для повышения пластичности металла. У последних изменение цвета при надрезе идёт равномерно, в то время, как у подделок есть резкая граница между слоями.
В последнее время появились очень качественные подделки редких советских монет по годам (2 копеек 1925 и 1927 годов, 50 копеек 1958 и некоторых других), изготовленных, возможно, высококачественным литьём под давлением. Автор не имел возможности более детально ознакомиться с ними, поэтому способ изготовления приводится предположительно. Качество изготовления этих подделок постепенно возрастает.
Необходимо добавить, что и подлинные монеты не всегда «звенят» хорошо. Это, в первую очередь, связано с нарушением структуры металла при поверхностном или внутреннем растрескивании при чеканке, с плохим качеством монетных заготовок (особенно часто это присуще серебряным монетам первой половины XVIII века, где нередко визуально заметны трещины и слоения). Плохо «звенят» деформированные монеты. Часто монеты теряют звон в результате термического воздействия. Иногда отсутствие звона объяснить трудно. Так, автору известен экземпляр рубля 1842 СПБ-АЧ абсолютно не «звенящий», однако, по всем остальным признакам, несомненно подлинный. Поэтому данный признак не может быть однозначно определяющим при оценке подлинности, хотя отсутствие «звона» или глухое звучание определённо должно настораживать.
Полезно дать перечень наиболее характерных подделок, виденных мною за последние несколько лет:
Задачи подробного изучения фальшивых монет мы не ставим, поэтому ограничимся самыми краткими сведениями.
Фальшивые монеты изготавливались и присутствовали в обращении всегда. Иногда их изготовление было налажено в массовом порядке на иностранных монетных дворах с целью подрыва денежного обращения, а также получения незаконного дохода от эксплуатации монетной регалии. Автору известны фальшивые монеты всех периодов, рассматриваемых в каталоге, от монет XVIII века до 5 рублей 1997 года. Максимальное количество фальшивых монет находилось в обращении в период хождения легковесной монеты. Наименьшее - в советский период. Способы изготовления фальшивых монет (а, значит и способы их выявления) те же самые, что и для изготовления поддельных. В каталоге рассмотрены некоторые фальшивые монеты иностранного производства (легковесные пятаки образца 1723-1730 годов и «шведские» пятаки Екатерины II).
3. Необходимость изучения разновидностей и подробного словесного описания их в каталоге.
Для чего нужно изучать разновидности? Во-первых, это очень интересно, а во-вторых, приносит ощутимую пользу при практическом коллекционировании. Тренированный на разновидностях глаз довольно легко обнаруживает несоответствия в оформлении монеты, что позволяет точнее и быстрее выявлять подделки при определении подлинности предлагаемых монет. В-третьих, это просто полезно: отлично тренируется острота зрения и внимательность, что может быть полезным не только коллекционеру. Помимо этого, изучение разновидностей позволяет планировать возможные в будущем находки новых монет. Так, известная разновидность полтины 1854 MW с перегравированной из 1853 датой позволяет надеяться, что когда-нибудь обнаружится монета, чеканенная этим штемпелем до его перегравировки. В настоящее время такая монета ещё не найдена. Но, может быть, повезёт именно Вам?
Подробное словесное описание разновидностей в каталоге необходимо практически, поскольку оно даёт возможность определения их при отсутствии или недостаточном качестве приводимых фотографий (книга с большим количеством качественных фотографий- это, конечно очень хорошо, но ещё и очень объёмно и очень дорого. Пример - альбом-каталог Б.С. Юсупова «МОНЕТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ». Подробнее о нём в предисловии, но следует отметить, что и в нём качество фотографий не всегда достаточно для точной идентификации.). Кроме того, по фотографии не всегда ясно, какие именно отличия являются определяющими при определении штемпеля, а какие являются случайными. Ну и на конец, при недостаточной сохранности монеты некоторые признаки могут не сохраниться, поэтому желательна возможность сопоставления большего их количества.
а) Литьё под давлением, когда «монета» отливается в специальную форму. Так обычно делают подделки редких типов монет. Отличить такие подделки обычно несложно по литьевым раковинам, следам доработки этих раковин штихелем, несоответствию диаметра или толщины (при литье неизбежна усадка металла в процессе остывания, что делает очень трудным точный подбор размеров и веса), плохому звону при прослушивании и часто плохо сделанному оформлению гурта. Однако иногда попадаются достаточно хорошо изготовленные подделки, отличить которые с первого взгляда не всегда удаётся.
б) «Исправление» отдельных элементов на рядовых подлинных монетах, делающие их «редкостью». Обычно «исправляют» цифры даты, инициалы минцмейстеров, обозначение монетных дворов и другие детали. Отличают такие подделки по следам работы гравёра или по несоответствию подлиннику других элементов оформления монеты. В ряде случаев это тоже бывает затруднительно, поэтому для распознавания хорошо изготовленных подделок необходимо как можно лучше изучить предмет, по возможности сравнивая с заведомым подлинником или фотографией.
в) Чеканка вновь изготовленными штемпелями. Так чаще всего «делают» наиболее редкие монеты, поскольку изготовление более или менее точных копий штемпелей весьма трудоёмко и недёшево. Штемпеля для подделок этого типа часто изготавливают с применением современного оборудования, поэтому отличать их достаточно трудно, а может быть и не всегда возможно. При этом особое внимание следует обращать на соответствие мелких деталей (там, где это возможно в принципе, например на памятных монетах XIX-XX веков. Для монет XVIII века такое сравнение неприменимо ввиду огромного количества поштемпельных разновидностей на подлинных монетах этого периода). Особенное внимание следует обращать на оформление гурта, поскольку часто несоответствие обнаруживается именно здесь. Для выявления подделок монет из драгоценных металлов большую роль может сыграть определение пробы сплава, из которого изготовлена изучаемая монета, поскольку именно этот показатель довольно точно выдерживался на мо-
нетных дворах, в то время, как подделыватели обычно используют близкие по пробе сплавы из имеющихся в наличии. Наиболее точно и без повреждения монеты пробу можно рассчитать после определения плотности металла методом гидростатического взвешивания (расчётные формулы приведены в статье «Монетные металлы и сплавы» в разделах, посвященных сплавам золота и серебра. Метод гидростатического взвешивания заключается во взвешивании монеты в воздухе и погруженной в воду.
Разница этих весов в граммах с достаточной точностью численно равна объёму монеты в см3. Необходимо оговориться, что этот метод применим только для двухкомпонентных сплавов, поскольку при наличии третьего компонента определение плотности сплава не позволяет определять пробу. Наиболее простой способ взвешивания в воде подробно описан в статье В.В. Узденикова «Определение пробы сплава золотых и серебряных российских монет XVIII - начала XX века». Ему же принадлежит приоритет использования этого метода при практическом определении пробы монет, хотя метод был предложен ещё в древности Архимедом в известной задаче о короне.
г) Изготовление или покрытие с помощью гальванических методов. Таким образом делают гальванокопии и подделки редких монет, ошибочно чеканенных не в своём металле. Гальванокопии обычно отличаются по особой фактуре поверхности, сильно отличающемуся весу и следам соединения половинок на гурте. Иногда они выполнены так хорошо, что отличить их от подлинных бывает непросто. Гальванокопии никогда не «звенят» так, как подлинные монеты, их «звон», если он вообще есть, гораздо глуше. Покрытые «не своим» металлом подделки выявляются по несоответствию веса, часто неправильному цвету покрытия и путём осторожного надреза между зубчиками гуртовой насечки по разнице цвета металла в месте надреза. Такие подделки следует отличать от бракованных подлинных монет, пережжённых в процессе технологической операции отжига монетных заготовок после вырубки их из листа для повышения пластичности металла. У последних изменение цвета при надрезе идёт равномерно, в то время, как у подделок есть резкая граница между слоями.
В последнее время появились очень качественные подделки редких советских монет по годам (2 копеек 1925 и 1927 годов, 50 копеек 1958 и некоторых других), изготовленных, возможно, высококачественным литьём под давлением. Автор не имел возможности более детально ознакомиться с ними, поэтому способ изготовления приводится предположительно. Качество изготовления этих подделок постепенно возрастает.
Необходимо добавить, что и подлинные монеты не всегда «звенят» хорошо. Это, в первую очередь, связано с нарушением структуры металла при поверхностном или внутреннем растрескивании при чеканке, с плохим качеством монетных заготовок (особенно часто это присуще серебряным монетам первой половины XVIII века, где нередко визуально заметны трещины и слоения). Плохо «звенят» деформированные монеты. Часто монеты теряют звон в результате термического воздействия. Иногда отсутствие звона объяснить трудно. Так, автору известен экземпляр рубля 1842 СПБ-АЧ абсолютно не «звенящий», однако, по всем остальным признакам, несомненно подлинный. Поэтому данный признак не может быть однозначно определяющим при оценке подлинности, хотя отсутствие «звона» или глухое звучание определённо должно настораживать.
Полезно дать перечень наиболее характерных подделок, виденных мною за последние несколько лет:
Наименование | Способ подделки | Отличительные признаки |
1 полушка 1797 КМ | б | Несоответствие гурта: У подлинных монет КМ гурт № 1. Подделка изготовлена из подлинной монеты 1797 ЕМ, имеющей гурт № 6. Несоответствие стиля написания букв КМ и наименования номинала. |
Копейка 1763 ЕМ | б | Несоответствие формы и размеров элементов венка и вензеля императрицы. Подделка изготовлена из подлинной монеты ЕМ более позднего года чеканки. |
Копейка 1763 ЕМ (на фотографии в каталогах B.F. Brekke и Б.С. Юсупова издания 1999 г.) | б | Несоответствие формы и размеров элементов венка и вензеля императрицы. Иное начертание цифр даты. Подделка изготовлена из подлинной копейки 1763 ММ. |
1 копейка 1838 ЕМ-НА | б | Неодинаковость первой и второй цифр «8» в дате. Видимые под большим увеличением следы работы режущим инструментом вокруг цифр. |
1 копейка 1925 | б | Исправлена последняя цифра даты. Несоответствие расположения цифр даты и некоторых других деталей, характерных для 1925 года. Изготовлена из 1924 года |
2 копейки 1804 ЕМ | б | Несоответствие имеющимся фотографиям деталей изображения обеих сторон: гербового орла, линейного знака и других. Изготовлена из 2 копеек 1802 года. |
2 копейки 1925 | ? | Несоответствие веса. Недостаточно высокое качество поверхности. Все детали изображений соответствуют подлинной монете. Изготовлена, возможно, литьём под давлением. |
2 копейки 1925 | б | Несоответствие деталей реверса. Расположение узлов, как на одной из разновидностей 1924 года. |
2 копейки 1927 | б | Исправлена последняя цифра даты. Несоответствие начертания цифры «7» и других деталей штемпеля. Аверс чеканен штемпелем, в 1927 году не применявшимся. Изготовлена из 2 копеек 1926 года. |
2 копейки 1944 | б | Чеканка подлинных 2 копеек 1944 года не производилась. Исправлена последняя цифра даты. Изготовлена из 2 копеек 1941 года. |
3 копейки 1947 | б | Исправлена последняя цифра даты. Несоответствие подтипа аверса 1947 году. Следы доработки вокруг цифры «7». Изготовлена из 3 копеек 1946 года. |
3 копейки 1957 с 16 витками ленты в гербе. | б | Исправлена последняя цифра даты. Несоответствие деталей штемпелей 1957 году. Изготовлена из 3 копеек 1952 года. Следы доработки поля вокруг цифры «7». Довольно грубая под- делка, однако в 1976 году, автор, будучи малоопытным коллекционером, «купился» на неё. |
4 копейки 1762 | в | Штемпеля подделки сильно отличаются от штемпелей подлинных монет по стилю исполнения изображений. Качество изготовления выше, чем у подлинных монет. Гурчение на токарном станке. |
5 копеек 1778 ЕМ шведской чеканки | б | Несоответствие имеющимся фотографиям стиля изображений: формы и размеров элементов вензеля императрицы, щита с московским гербом на груди орла, букв ЕМ. Разрыв цепи ордена Св. Андрея Первозванного в связи с изменением формы щита. Подделка изготовлена из подлинной монеты 1778 ЕМ. |
5 копеек 1780 КМ общегосударственного типа | б | Подлинные 5 копеек 1780 КМ общегосударственного типа не чеканились. Подделка изготовлена из подлинной монеты поздних годов путём удаления последней цифры даты с последующей наплавкой металла и гравировкой. Заметные под сильным увеличением следы работы режущим инструментом вокруг наплавленной цифры. |
5 копеек 1781 КМ | б | Неодинаковость первой и последней цифр даты (при изготовлении штемпелей одинаковые цифры набиваются одним и тем же пуансоном, что исключает такое различие). Наличие следов доработки поля вокруг последней цифры «1». Подделка изготовлена из подлинной монеты КМ другого года чеканки. |
5 копеек 1849 ЕМ | б | Следы доработки поля вокруг цифры «4» в дате. Подделка изготовлена из подлинной монеты 1859 ЕМ старого типа. |
10 копеек 1834 ЕМ-ФХ | г | Гальванокопия. Опознана по значительному превышению веса (в отличие от монет с нестандартной массой, она отличалась по весу при сохранении нормального диаметра и толщины) и по следам соединения половинок подделки на гурте. Выполнена на очень высоком техническом уровне. |
15 копеек 1958 | б | Несоответствие монетного типа 1958 году. Подделка изготовлена из монеты типа 1948 - 1956 годов. Подделка изготовлена в расчёте на малограмотного коллекционера или малограмотным фальсификатором.. |
20 копеек 1952 года в металле 3 копеек этого периода | г | Превышение веса. Неестественный цвет поверхности монеты. Подделка изготовлена из подлинной монеты методом нанесения гальванического покрытия. |
Полтина 1756 года (для дворцового обихода, золотая.) | в | Несоответствие исполнения портрета императрицы, небрежная гравировка некоторых букв надписи, характерная для ручного изготовления штемпелей. |
Рубль 1724 СПБ | а | Очень качественная подделка. Определена по несоответствию исполнения гурта. Шнуровидный гурт выполнен ручным инструментом. |
Рубль Петра II 1727 года | а | Наличие следов доработки поля и отдельных деталей изображения. Плохое оформление гурта. Отсутствие звона. |
Рубль Петра II 1729 года с орденской лентой. | в | Чеканен отлично изготовленными штемпелями. Гуртовая надпись выполнена великолепно. Подделка выявлена по несоответствию пробы металла, определённой гидростатическим взвешиванием (проба 900 вместо 729) |
Рубль Анны 1736 тип Гедлингера | а | Наличие следов доработки поля и отдельных деталей изображения. Плохое оформление гурта. Отсутствие звона. |
Рубль 1908 ЭБ | б | Исправлена последняя цифра даты. Несоответствие начертания цифры «8», заметны следы работы режущего инструмента вокруг неё. |
Рубль 1914 ВС «Гангут» | в | Подделка чеканена отлично изготовленными штемпелями, изготовленными, видимо, с применением самого современного оборудования. Выявлена по несоответствию стиля написания некоторых букв и цифр гуртовой надписи. У этой монеты гуртовая надпись должна точно совпадать с гуртовой надписью рубля 1913 ВС «300 лет дома Романовых». Превышен вес на 0,5 грамма. |
5 рублей 1800 СМ-ОМ | в | Неодинаковость начертания одинаковых букв в надписи, что говорит о ручном изготовлении штемпелей без применения пуансонов. Недостаточная чёткость некоторых букв и цифр, характерная для ручной гравировки штемпеля. |
Задачи подробного изучения фальшивых монет мы не ставим, поэтому ограничимся самыми краткими сведениями.
Фальшивые монеты изготавливались и присутствовали в обращении всегда. Иногда их изготовление было налажено в массовом порядке на иностранных монетных дворах с целью подрыва денежного обращения, а также получения незаконного дохода от эксплуатации монетной регалии. Автору известны фальшивые монеты всех периодов, рассматриваемых в каталоге, от монет XVIII века до 5 рублей 1997 года. Максимальное количество фальшивых монет находилось в обращении в период хождения легковесной монеты. Наименьшее - в советский период. Способы изготовления фальшивых монет (а, значит и способы их выявления) те же самые, что и для изготовления поддельных. В каталоге рассмотрены некоторые фальшивые монеты иностранного производства (легковесные пятаки образца 1723-1730 годов и «шведские» пятаки Екатерины II).
3. Необходимость изучения разновидностей и подробного словесного описания их в каталоге.
Для чего нужно изучать разновидности? Во-первых, это очень интересно, а во-вторых, приносит ощутимую пользу при практическом коллекционировании. Тренированный на разновидностях глаз довольно легко обнаруживает несоответствия в оформлении монеты, что позволяет точнее и быстрее выявлять подделки при определении подлинности предлагаемых монет. В-третьих, это просто полезно: отлично тренируется острота зрения и внимательность, что может быть полезным не только коллекционеру. Помимо этого, изучение разновидностей позволяет планировать возможные в будущем находки новых монет. Так, известная разновидность полтины 1854 MW с перегравированной из 1853 датой позволяет надеяться, что когда-нибудь обнаружится монета, чеканенная этим штемпелем до его перегравировки. В настоящее время такая монета ещё не найдена. Но, может быть, повезёт именно Вам?
Подробное словесное описание разновидностей в каталоге необходимо практически, поскольку оно даёт возможность определения их при отсутствии или недостаточном качестве приводимых фотографий (книга с большим количеством качественных фотографий- это, конечно очень хорошо, но ещё и очень объёмно и очень дорого. Пример - альбом-каталог Б.С. Юсупова «МОНЕТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ». Подробнее о нём в предисловии, но следует отметить, что и в нём качество фотографий не всегда достаточно для точной идентификации.). Кроме того, по фотографии не всегда ясно, какие именно отличия являются определяющими при определении штемпеля, а какие являются случайными. Ну и на конец, при недостаточной сохранности монеты некоторые признаки могут не сохраниться, поэтому желательна возможность сопоставления большего их количества.
Теги: как отличить подделку, как отличить фальшивку, как подделать монету, как сделать поддельную монету, как сделать фальшивую монету, отличие фальшивой монеты, поддельные монеты, способы подделки монет, фальшивые монеты